Информация о порядке и случаях оказания гражданам бесплатной юридической помощи


1. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

1.1. Бесплатная юридическая помощь оказывается Управлением государственного строительного надзора Тамбовской области (далее – Управление) а соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ), законом Тамбовской области от 02.10.2012 № 188-ФЗ «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области" (далее – Закон Тамбовской области от 02.10.2012 № 188-З).
1.2. Управление, в пределах своей компетенции оказывает бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной  и письменной формах в порядке, установленном федеральным законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
1.3. Право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Тамбовской области, и относящиеся к следующим категориям:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тамбовской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов»;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а
также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации  "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
10) лиц, желающие принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителе, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
11) Усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей.
1.4. Право на получение бесплатной юридической помощи в экстренных случаях имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие стихийных бедствий, пожара, террористического акта, чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера.
1.5. Гражданин может обраться в Управление за оказанием бесплатной юридической помощи  в письменной форме или в форме электронного документа, а также устной форме в рамках личного приема граждан.
1.6. Личный прием граждан по оказанию бесплатной юридической помощи проводится по вторникам с 10.00 до 12-30 по адресу: ул. Ленинградская, д.1А, г. Тамбов, 392036.
1.7. Для получения бесплатной юридической помощи граждане или их представители представляют в Управление  следующие документы:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации (для всех категорий граждан, указанных в статье 2 Закона Тамбовской области от 02.10.2012 № 188-З);
2) документы, подтверждающие льготный статус в соответствии с требованиями действующего законодательства (Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ, Закон Тамбовской области от 02.10.2012 № 188-З).
1.8. Обращения в письменной форме необходимо направлять по адресу: ул. Ленинградская, д.1А, г. Тамбов, 392036, обращения в форме электронного документа – на официальный сайт Управления (http:/nadzor.tambov.gov.ru).
   
2. Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты, гарантированных законодательством Российской Федерации, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей

2.1. Содержание права на обращение выражается в праве на безвозмездной основе, свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять в письменной форме или в форме электронного документа обращения в Управление.
2.2. Пределы осуществления гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
2.3. Способ реализации:
1) посредством направления обращения в письменной форме, в форме электронного документа;
2) посредством проведения личного приема граждан.
2.4. Защита права на обращение реализуется следующими гарантиями:
1) регламентацией административных процедур по работе с обращениями граждан и неукоснительным их соблюдением Управлением;
2) запретом преследования гражданина в связи с его обращением в Управление или к должностному лицу Управления с критикой деятельности Управления (должностного лица Управления) либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;
3) запретом разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия;
4) возможностью обращения с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в соответствии с действующим законодательством;
 5) обращением в письменной форме или в форме электронного документа.
2.5. В письменном обращении гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование Управления либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица Управления, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждении своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы, либо их копии.
2.6. В обращении в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

3. Компетенция и порядок деятельности Управления

3.1. Компетенция и порядок деятельности Управления определены:
1) положением об управлении государственного строительного надзора Тамбовской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 20.01.2014 № 3;
2) административным регламентом исполнения государственной функции «осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства», утвержденным приказом Управления от 14.04.2014 № 113;
3) административным регламентом исполнения государственной функции «осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», утвержденным приказом Управления от 09.04.2014 №105.

4. Правила оказания государственных услуг

4.1. В соответствии с постановление администрации области от 30.09.2009 № 1161 «О реестре государственных функций (услуг) исполнительных органов государственной власти Тамбовской области, Управление исполняет функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора за строительством реконструкцией объектов капитального строительства, контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории области.
4.2. Государственных услуг Управление не оказывает.

5. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий Управления и его должностных лиц

5.1. Гражданин вправе обжаловать решения и действия  (бездействие) должностных лиц Управления в досудебном (несудебном) и судебном порядке.
5.2. В досудебном (несудебном) порядке решения и действия (бездействие) должностных лиц Управления обжалуются начальнику Управления.
5.3. Обращение гражданина, содержащее обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Управления, не может направляться должностным лицам Управления, на которых подана жалоба, для рассмотрения и подготовки ответа гражданину. Если исполнение данного условия невозможно, обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
5.4. Предметом досудебного (внесудебного) порядка обжалования являются решения и действия (бездействие), осуществляемые должностным лицом Управления в ходе оказания бесплатной юридической помощи.
5.5. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Управление.
5.6. Споры, связанные с решениями и действиями (бездействием должностных лиц, осуществляемыми (принимаемыми) в ходе оказания бесплатной юридической помощи, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.7. Обжалование проводится в сроки и по правилам подведомственности и подсудности, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.
 
6. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибок при совершении таких действий

6.1. Основной формой взаимодействия граждан и Управления  являются письменные и устные обращения граждан. Порядок указанного взаимодействия, в том числе совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 22.05.2006 № 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
6.2. Типичными ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:
1) отсутствие в обращении гражданина фамилии и почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ;
2) повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на которые ему многократно давались письменные ответы, по существу и в связи с ранее направленными обращениями, при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
3) вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности Управления.