Постановление администрации Тамбовской области от 17.04.2008 №477

С изменениями и дополнениями от:

16 марта 2011 г., 19 августа 2013 г.

 

В целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими исполнительных органов государственной власти области должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе области администрация области постановляет:

1. Утвердить Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области согласно приложению.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти области организовать работу по ознакомлению с настоящим постановлением государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы области в соответствующих исполнительных органах.

3. Управлению государственной службы и организационной работы администрации области (Эсаулов) организовать работу по ознакомлению с настоящим постановлением государственных гражданских служащих области, представителем нанимателя для которых является глава администрации области.

4. Рекомендовать главам городов и районов области, главам администраций городов и районов области утвердить аналогичные кодексы этического поведения муниципальных служащих.

5. Опубликовать настоящее постановление c приложением в газете "Тамбовская жизнь".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области А.А. Сазонова.

 

И.о. главы администрации
Тамбовской области

А.Я.Дубовик

 

Кодекс
этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 17 апреля 2008 г. N 477)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Кодекс представляет собой систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 пункт 1.2 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1.2. Кодекс этического поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных гражданских служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", законов Тамбовской области от 30 марта 2005 г. N 304-З "Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области", от 04 июня 2007 г. N 205-З "О противодействии коррупции в Тамбовской области", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и области, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

 

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 в раздел 2 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

2. Сфера действия и цели настоящего Кодекса

 

2.1. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу в исполнительные органы государственной власти области, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

Каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

2.2. Настоящий Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы области, уважительного отношения к государственной гражданской службе области в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных гражданских служащих, их самоконтроля.

Целями Кодекса являются:

установление единых этических норм и правил служебного поведения государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти области (далее - гражданских служащих) для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности;

содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к исполнительным органам государственной власти области.

2.3. Кодекс определяет:

основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать гражданские служащие, независимо от замещаемой должности;

этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие;

поведение гражданских служащих при осуществлении профессиональной деятельности.

 

3. Основные морально-этические принципы поведения гражданских служащих

 

Основными морально-этическими принципами поведения гражданских служащих являются следующие принципы:

служение государству;

служение общественным интересам;

уважение личности;

законность;

лояльность;

политическая нейтральность.

 

4. Принцип служения государству

 

4.1. Гражданский служащий обязан действовать в интересах Российской Федерации и области.

4.2. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности гражданского служащего.

4.3. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 раздел 4 настоящего Кодекса дополнен пунктом 4.4

4.4. Гражданский служащий призван постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

5. Принцип служения общественным интересам

 

5.1. Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.

5.2. Действия гражданского служащего не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения.

 

6. Принцип уважения личности

 

Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.

 

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 в раздел 7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

7. Принцип законности

 

7.1. Морально недопустимо нарушать законы и иные нормативные правовые акты, исходя из политической, экономической целесообразности, а также по любым другим мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего.

7.2. Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать нормы законов и иных нормативных правовых актов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.

 

8. Принцип лояльности

 

8.1. Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности - осознанно, добровольно соблюдать установленный государственными органами служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета.

8.2. Принцип лояльности распространяется на отношения:

ко всем ветвям власти;

ко всем государственным институтам;

к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям;

к политическому большинству, находящемуся у власти;

к другим гражданским служащим.

8.3. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства.

8.4. Гражданский служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.

 

9. Принцип политической нейтральности

 

9.1. Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.

9.2. Гражданский служащий не должен допускать использование административных и других ресурсов исполнительного органа государственной власти области для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.

 

10. Соблюдение общих нравственных принципов

 

10.1. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма и социальной справедливости.

10.2. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 19 августа 2013 г. N 905 в пункт 10.3 раздела 10 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10.3. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:

грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;

поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к исполнительным органам государственной власти области, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

 

11. Выполнение служебных обязанностей

 

11.1. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний.

11.2. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является обеспечение доступности информации о деятельности своего исполнительного органа государственного власти области в пределах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

11.3. Гражданский служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других.

11.4. Гражданский служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе.

 

12. Злоупотребление служебным положением

 

Гражданский служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других гражданских служащих, пользуясь своим служебным положением.

 

13. Использование информации

 

13.1. Гражданский служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции.

13.2. Гражданский служащий не должен также ни задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, ни распространять информацию, о которой ему известно или имеются основания считать, что она неточна или ложна.

 

14. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций

 

14.1. Гражданский служащий обязан быть независимым от проверяемых и других заинтересованных организаций и должностных лиц. Ничто не должно вредить независимости гражданского служащего, в том числе: внешнее давление или влияние на гражданского служащего, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы; предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т.п.

14.2. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.

14.3. Гражданский служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.

14.4. Если на гражданского служащего оказывается неблагоприятное воздействие, и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, ему следует поставить в известность своего руководителя.

 

15. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными

 

15.1. Гражданские служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности исполнительного органа государственной власти области.

15.2. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.

15.3. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

 

16. Этика взаимоотношений с общественностью

 

16.1. Для информирования общественности о своей деятельности гражданские служащие осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.

16.2. Во взаимоотношениях с общественностью гражданские служащие не должны использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.

16.3. Гражданский служащий не должен:

наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;

рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;

пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности.

 

17. Поведение гражданского служащего при получении вознаграждений

 

17.1. Гражданский служащий может принимать вознаграждения (в контексте пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и почести только при соблюдении следующих условий:

вручение происходит официально и открыто;

награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано;

вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вознаграждения.

17.2. Гражданский служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с исполнительным органом государственной власти области или сотрудником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от гражданского служащего, получающего вознаграждение.

17.3. Морально недопустимо получать вознаграждения в благодарность за совершение каких-либо официальных действий.

 

18. Этические конфликты

 

18.1. Гражданский служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:

просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и т.п.;

неправомерным давлением со стороны руководства;

отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность.

Во всех этих и других подобных ситуациях гражданский служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и области, своим должностным регламентом, а также этическими принципами настоящего Кодекса.

18.2. В случае, если гражданскому служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо:

обсудить проблему конфликта с непосредственным начальником;

если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, гражданскому служащему следует, уведомив об этом своего непосредственного начальника, обратиться к руководителю еще более высокого уровня либо в уполномоченный орган по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области.

18.3. Гражданский служащий может информировать непосредственного или вышестоящего руководителя, а также уполномоченный орган по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области о достоверно известных ему нарушениях правил этического поведения другими гражданскими служащими.

18.4. Руководитель исполнительного органа государственной власти области должен следить за тем, чтобы гражданскому служащему, информировавшему о вышеуказанных случаях добросовестно и на основе разумных подозрений, не было причинено никакого вреда.

 

19. Коррупционно опасное поведение

 

19.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными.

19.2. Обязанностью гражданского служащего является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего, содержащая конфликт интересов.

19.3. Нравственный долг гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности заключается в том, чтобы внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 в пункт 19.4 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

19.4. Нравственным долгом кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданской службы области, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, является (наряду с предоставлением сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации") заявление им при назначении на должность сведений о характере и степени своей личной заинтересованности.

Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на замещение вакантной должности государственной гражданской службы области, должен быть урегулирован до назначения его на должность.

 

20. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим

 

20.1. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающие правила служебного и этического поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия.

20.2. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения:

привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям;

создавать условия их недопущения и преодоления;

инициировать или принимать решение о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией);

инициировать или принимать решение о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией);

одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;

своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;

проводить соответствующую воспитательную работу против коррупции, коррупционно опасного поведения.

 

21. Соблюдение настоящего Кодекса

 

21.1. Необходимость соблюдения настоящего Кодекса является одним из условий служебного контракта с гражданским служащим. Гражданский служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями в нем и принимать необходимые меры для выполнения его требований.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 пункт 21.2 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

21.2. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения и учитывается при:

проведении аттестаций и квалификационных экзаменов;

формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, назначении на иную должность государственной гражданской службы области;

подготовке характеристики или рекомендации;

наложении дисциплинарных взысканий.

21.3. Соблюдение положений настоящего Кодекса является предметом внутреннего служебного контроля в соответствии с Положением о внутреннем служебном контроле в исполнительных органах государственной власти области.

 

22. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса

 

Информация об изменениях:

Постановлением администрации Тамбовской области от 16 марта 2011 г. N 244 пункт 22.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.1. Нарушение гражданским служащим положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений настоящего Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.

22.2. Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм настоящего Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в исполнительном органе государственной власти области.